словарик геймера – это именно тот инструмент, благодаря которому каждый из нас учился жить в родной стихии. для геймера игровая индустрия – та стихия, в которой он просто обязан чувствовать себя как рыба в воде. наша азбука поможет тому, кто не способен сам разобраться в обилии компьютерных аббревиатур, кто не понимает, зачем смешивать жанры и чем адвентюра отличается от ролевой игры
2d – аббревиатура от two-dimensional (двухмерный). так обычно называют графику в компьютерных играх, изображающую все объекты лишь по двум осям (обычно – «длине» и «ширине»). двумерная графика была очень популярна в период до изобретения трехмерных ускорителей (до начала 90-х годов хх века), но тогда не было особых альтернатив. (см. также двухмерность)
3d – аббревиатура от three-dimensional (трехмерный). так обычно называют графику в играх, изображение и модели в которых реализованы по всем трем осям координат (то есть по «длине», «ширине» и «глубине»). реализация трехмерной графики появилась в начале 90-х годов хх века с появлением трехмерных ускорителей. большинство современных игр являются трехмерными. (см. также трехмерность)
--3d-accelerator – аппаратное устройство, позволяющее обрабатывать трехмерную графику. очень часто трехмерные ускорители встраиваются в видеокарты – аппаратные устройства, выдающие выходную информацию на экран монитора. первым трехмерным ускорителем, вышедшим в розничную продажу, была voodoo от 3dfx. сейчас большую часть рынка видеокарт занимают две компании: ati и nvidia с линейкой видеокарт radeon и geforce соответственно. чем быстрее оперативная память на видеокарте и чем больше объем этой памяти, тем более требовательные к аппаратному обеспечению игры можно запускать. (см. также трехмерный ускоритель)
a
action – жанр компьютерных игр, основная составляющая геймплея которых состоит в активных действиях со стороны игрока. к экшен-играм можно отнести немалую часть произведений игровой индустрии благодаря двум поджанрам, пользующимся особенной популярностью: fps и tps. кроме того, из-за тенденции к смешиванию жанров компьютерных игр появилось множество композитных жанров, основу геймплея в которых берет на себя экшен-составляющая. (см. также экшен)
--action\adventure – смешанный жанр компьютерных игр, сочетающий в себе активное времяпровождение, как в экшенах, и разгадывание логических паззлов от адвентюр. это сочетание давало удивительный коктейль из зубодробительного действия и размеренного поиска правильного пути или разгадывания очередной головоломки, придуманной разработчиками. одной из первых игр этого смешанного жанра, давшей моду течению, была легендарная lara croft: tomb raider, рассказывающая о приключениях отважной девушки-археолога. (см. также экшен-адвентюра)
--action\rpg – смешанный жанр компьютерных игр, сочетающий в себе активное времяпровождение со стороны игрока от экшенов и элементы отыгрыша роли от rpg. игры такого жанра обычно получают от ролевых игр возможность набора опыта героем и, как следствие, его «прокачки», то есть изменения характеристик. этот жанр стал модным благодаря легендарной diablo c ее ураганным сочетанием постоянного уничтожения толп врагов и возможностью отыгрывать роль одного из предложенных разработчиками персонажей, обладавших уникальными способностями, которые можно было изменять с получением опыта. (см. также экшен-ролевая игра)
--action\strategy – смешанный жанр компьютерных игр, сочетающий в себе элементы экшен-игр и стратегий. геймплей у такого коктейля получается действительно необычным, но интересным. однако игр этого жанра не так много. в качестве примера можно привести получившуюся очень неплохой darwinia, которая, будем надеяться, подтолкнет и других разработчиков к подобным «генетическим» экспериментам. (см. также экшен-стратегия)
arcade – один из самых популярных жанров компьютерных игр. аркады были первыми играми, появившимися еще на 8-битных игровых приставках. цель любой аркады – пройти уровень, набрав максимальное число очков, которые начисляются за время прохождения или количество собранных бонусов. королем среди аркад принято считать super mario bros. (см. также аркада)
adventure – жанр компьютерных игр, в котором игрок путешествует по локациям, разгадывая задуманные разработчиками логические паззлы. в россии адвентюры часто называют «квестами». из-за необычайной популярности адвентюр в россии был выведен поджанр «русских квестов», который отличался не очень качественным исполнением и «отечественным юмором». бесконечная вереница «штырлицев», «пивичей» и прочих «титбитов» сделала не очень хорошую рекламу российским разработчкам. классическими адвентюрами можно посчитать return to monkey island и runaway. (см. также адвентюра)
b
bit – сокращение от binary digit (двоичная цифра). наименьшее количество информации, которым может оперировать компьютер. по сути, 1 или 0, эквивалентные сигналам высокого и низкого напряжения на процессоре. с помощью восьми бит (или байта) можно закодировать любой терминальный символ компьютера. (см. также бит)
browser – программа для просмотра интернет-страниц в .htm, .html и .php форматах. по умолчанию в операционных системах семейства windows предустановлен просмотрщик microsoft internet explorer. однако существуют множество альтернативных просмотрщиков, интенсивно развивающихся и весьма распространенных. наиболее интересными из них являются opera и mozilla firefox, абсолютно бесплатные и имеющие гибкие настройки. (см. также браузер)
c
cpu – аббревиатура от central processing unit (центральный процессор). сердце персонального компьютера – аппаратное устройство, обрабатывающее информацию в двоичном коде. центральный процессор представляет собой пластинку из очищенного кремния, в который вмонтированы микропроцессоры. основными производителями процессоров являются корпорации ibm, intel и amd. (см. также процессор)
computer – наш любимый и ненаглядный инструмент универсального применения, хотя нас интересует его игровые приложения. универсальная платформа для универсального использования. (см. также компьютер)
--computer game – приложения, предназначенные для развлечения пользователя. игры делятся на несколько жанров; основные из них – экшен-игры, ролевые игры, аркады, стратегии, симуляторы, адвентюры. компьютерные игры с каждым годом пользуются все большей популярностью, что нас, геймеров, не может не радовать. (см. также компьютерные игры)
d
developers – разработчики компьютерных игр. те, чьему творчеству мы обязаны появлением великих шедевров, успешных проектов, а иногда и откровенно слабых игр. но в любом случае без них не было бы всей индустрии, так что все мы им обязаны.(см. также разработчики)
e
experience – опыт, получаемый персонажем. игровые системы с получением опыта характерны для ролевых игр. чаще всего опыт можно получить за уничтожение противников и выполнение квестов - заданий, выдаваемыми неигровыми персонажами, продвигающими по сюжету. общепринятой аббревиатурой для обозначения опыта принято считать xp (отсюда происходит и название одной из операционных систем семейства windows) (см. также опыт)
f
fps – аббревиатура от first person shooter (шутер от первого лица). шутеры от первого лица – наиболее популярные экшен-игры. секрет же популярности складывается из динамичного геймплея и возможности вжиться в образ главного героя. интерфейс шутеров от первого лица позволяет видеть окружающий игрового персонажа мир «из глаз», что добавляет реализма происходящему на экране. прародителем шутеров от первого лица принято считать игру wolfenstein 3d от id software, в которой игрок вселялся в шкуру американского спецагента, оказавшегося в секретной фашистской базе в замке «волчье логово». пользуясь различным вооружением от кулаков до пулемета, игрок должен был пройти несколько лабиринтоподобных этажей немецкого замка и помешать гитлеру создать «уберсолдатов». (см. также шутер от первого лица)
g
game – см. computer game
--gameplay – игровой процесс. именно то, за что мы и любим компьютерные игры. в зависимости от жанра геймплей может варьироваться от совершенно безумного уничтожения толп врагов всеми мыслимыми и немыслимыми методами до продумывания расположения различных строений и разгадывания логических загадок. (см. также геймплей)
graphics – графика, одна из тех составляющих компьютерных игр, за которые мы их и любим. для подавляющего большинства игроков графика в игре является приоритетным критерием при выборе: купить продукт или нет. визуальное исполнение, наряду со звуковым, отнимает большую часть времени при разработке компьютерной игры. (см. также графика)
h
i
internet – глобальная сеть интернет проектировалась как средство для экстренного копирования и сохранения информации на серверах секретных военных баз на случай ядерного удара. технология оказалась настолько удачной, что получила широкое распространение, и сейчас к интернету подключены порядка миллиарда компьютеров. основой сети служит протокол tcp/ip, благодаря которому каждый находящийся в сети компьютер, будь то машина пользователя или сервер веб-сайтов, имеет индивидуальный четырехбайтовый айпи-адрес, служащий одновременно именем, адресом и идентификатором.(см. также интернет)
j
k
l
location – игровая локация. в компьютерных играх локацией (или уровнем) принято называть созданное дизайнерами игровое пространство, на котором выполняется определенная миссия. в адвентюрах локации играют решающую роль. (см. также локация)
m
n
npc – аббревиатура от non-playing character (неигровой персонаж). неигровыми персонажами, или «неписями» называются персонажи, встречаемые главным героем во время игры, но не попадающие под управление игрока. неписи особенно распространены в ролевых играх. там они выполняют роль раздатчиков миссий и квестов, торговцев, сюжетно-зависимых персонажей. (см. также неигровой персонаж)
o
online – с появлением сети интернет, позволявшей объединить любые компьютеры, имеющие доступ к телефонной сети, стали появляться новые виды компьютерных развлечений, использующих интернет. наиболее популярными стали online-игры, совмещавшие саму игру и возможность общения игроков. на самом деле именно возможность общения в реальном времени и является наиболее интересной и завлекательной чертой сетевых игр. интернет-развлечения развивались по двум основным направлениям: так называемым браузерным играм и mmo-играм, работающим по клиент-серверному принципу (см. также онлайн)
operating system – операционная система (или просто ос). ос представляет собой набор программ и графический интерфейс для оперирования основными функциями компьютера. самой распространенной операционной системой в мире является windows от microsoft. однако помимо нее пользуются некоторой популярностью оси семейства linux, полностью бесплатные, и macos, отличающиеся стабильностью. (см. также операционная система)
p
puzzle – паззлами, или просто головоломками, называются небольшие программы, в более узких кругах известные как «офисные игры». к таковым относятся бесконечные «пасьянсы», «саперы», «арканоиды», «цветные линии» и другие подобные развлечения, за которыми так и хочется провести обеденный перерыв. (см. также паззл)
q
quest – 1) альтернативное название жанра компьютерных игр «адвентюра» (см. также квест);
2) миссия, задание, выдаваемое неигровым персонажем или навязанное сюжетом. чаще всего вознаграждением за квест выступает некий объем опыта и материальное вознаграждение (деньги, вещи). характерно для жанра ролевых игр. (см. также квест)
r
rpg – аббревиатура от role-playing game (ролевая игра). один из самых интересных и многообразных жанров компьютерных игр. ролевые игры ведут свою историю еще с настольных ролевых игр, подобных dungeons & dragons: первые crpg (компьютерные ролевые игры) были воплощением механик настольных версий на pc. с течением времени произошло деление на ролевые игры «старой» и «новой» школы. классические «старые» rpg давали под управление целую партию из игроков, причем управление происходило либо в текстовом режиме, либо предоставлялся абстрактный вид «из глаз» сразу всех персонажей (яркий пример – серия wizardry). ролевые игры «новой школы» обычно предоставляли под управление игроку лишь одного персонажа, а если и случалась партия, то сопартийцы были неигровыми персонажами. эти rpg явились следствием появления в широкой продаже трехмерных ускорителей, поэтому чаще всего камера в этих играх имеет свободное положение. (см. также рпг)
rts – аббревиатура от real-time strategy (стратегия в реальном времени). стратегии в реальном времени являются наиболее динамичными изо всех стратегий, они ставят игрока в условия катастрофической нехватки времени.
s
shader – программа, используемая в трехмерной графике для определения окончательных параметров объекта или изображения. это может включать в себя произвольной сложности описание поглощения и рассеивания света, наложения текстуры, отражения и преломления, затенения, смещения поверхности и эффекты пост-обработки.
программируемые шейдеры гибки и эффективны. сложные с виду поверхности могут быть визуализированы при помощи простых геометрических форм. например, шейдеры используются для рисования поверхности из трехмерной керамической плитки на абсолютно плоской поверхности. (см. также шейдер)
simulator – жанр компьютерных игр, имитирующий какой-либо вид человеческой деятельности. симуляторы – самый многообразный жанр, так как практически любую компьютерную игру можно отнести к симулятору чего-либо (естественно, если сделать скидку на «реалистичность» представления деятельности). однако классическими представителями симуляторов принято считать автосимуляторы (симуляторы автомобильных гонок), мотосимуляторы (симуляторы мотоциклетных гонок), авиасимуляторы (симуляторы средств воздухоплавания), космосимуляторы (симуляторы космических полетов) и экономические стратегии («тайкуны»). если с первыми все предельно понятно даже из названия, то к тайкунам (от англ. tycoon) относят всевозможные менеджеры парков развлечений (игры, подобные rollercoaster tycoon), сериалы the sims и simcity и так далее. о том, чем являются тайкуны – подвидами симуляторов или стратегий – до сих пор ведутся жаркие споры. (см. также симулятор)
strategy – жанр компьютерных игр, в которых условия заставляют игрока принимать стратегически правильные решения. по сути своей любая стратегическая игра – лишь шахматы, только усложненные и с модифицированной игровой механикой. по реализации игрового процесса стратегии делятся на tbs и rts, а по масштабности – на глобальные и локальные. в особый подвид принято выделять варгеймы – не очень выдающиеся в графическом смыcле, но самые исторически достоверные игры, в которых обычно моделируется та или иная известная битва с максимально приближенными к реальности условиями: армиями, погодными условиями, вероятными случайностями. (см. также стратегия)
sound – звуковое оформление компьютерных игр. состоит из музыкального сопровождения, звуковых спецэффектов и озвучки. изначально звуковому оформлению не уделялось особого внимания, однако выход dune 2 произвел революцию в компьютерной индустрии: на простеньких звуковых картах и даже на спикерах («пищалках» в трехдюймовых дисководах) музыка в игре просто завораживала, динамически меняясь в зависимости от ситуации на карте. стоит ли говорить, что это сразу же вошло в негласные стандарты для разработчиков компьютерных игр. когда компании id software была поставлена задача разработать экшен, дававший полное ощущение присутствия, ставка была поставлена не столько на графику, сколько на звук и игру света и тени. результат превзошел все ожидания: беготня с фонариком по темным коридорам в doom iii, наполненным адскими стонами и криками, лишила сна не одну сотню геймеров. (см. также звук)
t
tps – аббревиатура от third person shooter (шутер от третьего лица). основным отличием от fps является положение камеры: вид «из глаз» главного героя, а сверху, давая тем самым обзор происходящего на 360 градусов. постепенно набирают популярность так называемые шпионские экшены (stealth action). в этих играх основной задачей становится пройти уровень, привлекая как можно меньше внимания (т.е. – не оставляя за собой трупов и не используя оружие). в крайнем случае, трупы нужно прятать. самые известные представители: сериалы hitman и tom clancy’s splinter cell (см. также шутер от третьего лица)
tbs – аббревиатура от turn-based strategy (пошаговая стратегия). этот вид стратегий отличается тем, что действия и события происходят поочередно для каждой из играющих сторон. пошаговые стратегии отличаются неспешным геймплеем, так, чтобы никто не мог помешать вам выпить кружечку кофе перед принятием особенно важного решения для вашей цивилизации. яркие представители серии: sid meyer’s civilization и heroes of might and magic (см. также пошаговая стратегия)
u
v
w
x
y
z
а
аркада --> arcade
адвентюра --> adventure
б
бит --> bit
браузер --> browser
--браузерные игры --> browser games
в
г
геймплей --> gameplay
графика --> graphics
д
двумерность --> 2d
е/ё
ж
з
и
интернет --> internet
к
квест --> quest
компьютер --> computer
--компьютерные игры --> computer games
л
локация --> location
м
н
неигровой персонаж --> npc
о
опыт --> experience
операционная система --> operating system
онлайн --> online
п
процессор --> cpu
р
разработчики --> developers
т
трехмерность --> 3d
--трехмерный ускоритель --> 3d accelerator
у
ф
х
ц
ч
ш
шейдер --> shader
шутер от первого лица --> fps
шутер от третьего лица --> tps
щ
э
экшен --> action
--экшен-адвентюра --> action-adventure
--экшен-ролевая игра --> action-rpg
--экшен-стратегия --> action-strategy
ю
я
кто знает что то новенькое, делимся...